В корзине: 0 товара (ов)
На сумму: 0 руб.

Магазин (495)918-1392
Интернет-магазин (495)119-0111

Москва, Рогожский поселок, 29с9
Контакты

Древний патерик

Говорили о некоем из отцев, что он в течение семи лет просил Бога о некоем даре и ему дано было. После сего он пошел к одному великому старцу и возвестил ему о даре.

Старец, услышавши, опечалился, говоря: великий труд! И сказал ему: поди, исполни другие семь лет, моля Бога, чтобы дар твой был отнят от тебя, ибо сие тебе не полезно. Он, пошедши, сделал так, пока не было отнято от него.

Святитель Иоанн Златоуст

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

Святитель Иоанн Златоуст

Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно, не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол.

Святитель Иоанн Златоуст

Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою.

Святитель Василий Великий

Кто преуспел в высшем смирении, тот, слыша укоризны, не смутится душой от того, что бесчестят его словами, поскольку сам он себя сознает еще более достойным унижения.

Преподобный Нил Синайский

Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным.

Преподобный Антоний Великий

Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством.

Преподобный Макарий Великий

Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять колена должно нам молиться, но трезво, внимая умом ожидать, когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во всех чувствах.

Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же надобно взывать и молиться с воплем, только бы ум утвержден был в Боге. Ибо как тело, когда что-нибудь работает, прилежа к делу, всецело бывает занято и все члены его один другому помогают, так и душа всецело да посвятит себя молитве и любви Господней, не развлекаясь и не кружась в помыслах, но все чаяние возложив на Христа. И в таком случае Господь Сам просветит ее, научая истинному прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога и поклонение духом и истиною.

Преподобный Ефрем Сирин

Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими. 

Святитель Василий Великий

Пост — самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества. Примите пост, здоровые, — это охрана вашей телесной крепости. Примите пост, больные, — это матерь здоровья. Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны.

Святитель Василий Великий

Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.

Преподобный Марк Подвижник

Лучше благожелательно молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.
 

Преподобный Иоанн Лествичник

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает себя, но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Преподобный Ефрем Сирин

Смирение — высокая ограда, блажен, кто в нем находит себе убежище.

Преподобный Иоанн Лествичник

Мы не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих

Преподобный Ефрем Сирин

Смирение — путь к Царствию. Это — дверь небесная, это — лествица, по которой человек восходит на небо.

Святитель Иоанн Златоуст

Ты — Храм Божий, не ищи места для молитвы, нужно только душевное расположение; молись в умывальнице, в дороге, в постели, и где бы ты ни был — молись. Иеремия молился в яме, Даниил — во рве львином, три отрока — в пещи, разбойник — на кресте, Иов — на гноище, Моисей — у моря, Иона — во чреве китовом; и Бог внимал им.

Святитель Василий Великий

Пост — дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. 

Святитель Иоанн Златоуст

Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.

Святитель Иоанн Златоуст

Стыдись грешить, а не каяться.

Преподобный Антоний Великий

Молитва, совершаемая с небрежением и леностью есть празднословие.

Не делайте другим того, чего бы вы не жалели, чтобы Вам делали: исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что Вы желаете, чтобы вам делали, — вот добродетель.

Преподобный Ефрем Сирин

Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долги его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Смирением человек более благоугождает Богу, нежели жертвами и приношениями.

Авва Дорофей

Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника.

Святитель Василий Великий

Должно поститься умеренно и оказывать телу самую необходимую помощь, но так, чтобы не сластолюбие руководствовало в избрании снедей, а рассудок со всею строгостью определял потребность.

Древний патерик

Спросил некто авву Пимена: как нужно поститься? Авва Пимен отвечал: можно, я думаю, есть каждый день, но есть немного, чтобы не быть сытым. А ты, — говорил ему авва Иосиф, — когда еще был молод, не постился ли по два дня?

Точно, — отвечал ему старец, — постился я и по три дня, и по четыре, и по неделе, — и все это испытали старцы, как сильные мужи и нашли, что лучше есть каждый день понемногу и передали нам этот путь, ибо он — есть путь царский и для нас удобный.

Преподобный Исаак Сирин

Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя, не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют.

Преподобный Ефрем Сирин

Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят множество трудов своих.

Преподобный Иоанн Лествичник

Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой. 

Мудрые высказывания

Православный рецепт здоровья и долголетия: воздержно пий, мало яждь и здрав будеши!

Преподобный Ефрем Сирин

Смирением приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть.

Преподобный Ефрем Сирин

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. 

Преподобный Петр Дамаскин

Рассуждение знает время, потребность, устроение человека, свойство его, силу, ведение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое.

Не имеющий рассуждения, может быть, и много трудится, но не достигает цели. Если же найдется человек, имеющий рассуждение, то он бывает руководителем слепых и светом для находящихся во тьме, и к нему должны мы во всем обращаться и принимать от него все, хотя, может быть, по неопытности нашей, и не то находим, чего желаем.

Святитель Василий Великий

Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего безчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

Преподобный Ефрем Сирин

Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится.

Преподобный Иоанн Лествичник

Смиренномудрие — дверь Царствия Небесного, и она вводит туда приближающихся к ней.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои.

Святитель Иоанн Златоуст

Признание в грехах весьма способствует их исправлению; отрицание греха после совершения его становится тягчайшим из грехов. 

Преподобный Ефрем Сирин

Пост — матерь здравия.

Преподобный Иоанн Лествичник

На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом, и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии.

Святитель Василий Великий

Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста.

Древний патерик

Однажды к авве Памво пришли два брата. Один из них сказал ему: авва! Я пощусь по два дня и ем только два куска хлеба — спасусь ли через это или я в заблуждении? А я, авва, — сказал другой брат, — от рукоделия своего каждый день выработываю по две монеты, немного оставляю себе на пищу, а прочее отдаю в милостыню: спасусь ли я или заблуждаю? Авва не дал им ответа, хотя они долго просили его.

По прошествии четырех дней, когда они хотели возвратиться в свое место, пришли утешать их клирики: не печальтесь, братия, — говорили они. — Бог не оставит вас без награды, у старца такой обычай, что не вдруг говорит он, если не внушит ему Бог. Братия вошли к старцу и сказали ему: помолись о нас, авва! Вы хотите идти от нас? — спросил старец. Да, — отвечали они.

Имея в мысли подвиги их, авва писал на земле и говорил: Памво постится по два дня и ест два куска хлеба. Монах ли он по этому? — Нет! Памво трудится каждый день, выработывает по две монеты и дает их в милостыню. Монах ли он по этому? — Нет еще!

Потом сказал им: и сии дела хороши, но если при том и совесть свою ты соблюдешь перед ближним твоим, тогда спасешься. Братия, удовлетворенные таким наставлением, пошли с радостью.

Святитель Иоанн Златоуст

Святых мы почитаем за то, что они, будучи выше всех, перед всеми смиряли себя; потому они и до сих пор остаются высоки, и величия их не истребила даже смерть.

Авва Дорофей

Не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви

Преподобный Иоанн Лествичник

Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то, хотя бы ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасет и того, кто молится о нем с сокрушением сердца.

Преподобный Исаак Сирин

Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.

Святитель Василий Великий

Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия...

Древний патерик

Рассказывают об авве Агафоне: пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: «Ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец!». «Да, это правда», — отвечает он. Они опять спрашивают: «Ты, Агафон — клеветник и пустослов?». «Я», — отвечает он. И еще говорят ему: «Ты, Агафон, — еретик?». «Нет, я не еретик», — отвечает он.

Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты со всем, что бы ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?». Он ответил: «Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей, а признание себя еретиком означает отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего». Услышав это, они подивились его рассудительности.

Преподобный Антоний Великий

Смирение же состоит в том, чтоб человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом, чтоб прилежал молчанию и себя вменял ни во что, чтоб не упорствовал ни перед кем, не настаивал на своем слове, чтоб отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел перед очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие трудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтоб не была бесплодной жизнь твоя.

Преподобный Авва Исаия

Всячески старайся понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал тебе простосердечие и незлобие и избавил от противоположных страстей.

Святитель Иоанн Златоуст

Если человек искренне молит и не получает просимое — значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит.

Святитель Иоанн Златоуст

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы: как же ты хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?

Авва Дорофей

Есть два смирения. Первое смирение состоит в том, чтобы считать брата своего разумнее себя и во всем превосходнее, одним словом, считать себя ниже всех. Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, это совершенное смирение святых. Оно явственно рождается в душе от исполнения заповедей. Так ветви, когда на них много плодов, плодами же склоняются вниз, а ветвь, на которой нет плодов, поднимается вверх и растет прямо. Есть некоторые деревья, которые не дают плода, пока их ветки растут вверх, если же подвесить камень к ветке и нагнуть ее, тогда она даст плод. Так и душа: когда смиряется, приносит плод, и чем более приносит плода, тем более смиряется. Так и святые: чем более приближаются к Богу, тем более грешными себя видят. 

Святитель Иоанн Златоуст

Пост от милостыни заимствует свою твердость... Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества.

Святитель Иоанн Златоуст

Какая польза удаляться от пищи и оскверняться блудом? Мяса, например, ты не вкушаешь, а плоть брата своего угрызаешь? Какая польза находить себе утешение не в вине, а в деньгах? Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного? Какая польза тело свое удручать, а к вдовам и сирым не иметь сожаления?

Преподобный Исаак Сирин

Пост — ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержанных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел.

Святитель Иоанн Златоуст

Для рассудительных бедность — лучше и полезнее богатства, немощь и болезнь — здоровья, искушение полезнее спокойствия, и полезнее настолько, насколько более славными и сильными делают они подвижников.

Преподобный Ефрем Сирин

Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое послушание, всякая нестяжательность, всякая многоученость.

Святитель Иоанн Златоуст

Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя. Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествовать ли где или проводишь время в сообществе друзей, — везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами...Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

Святитель Иоанн Златоуст

Есть много людей, которые, готовясь сражаться с постом, как бы с диким зверем, ограждают себя объядением, и, до крайности обременив и омрачив себя, весьма неразумно встречают тихое и кроткое лице поста.

И если я спрошу тебя: для чего ты сегодня идешь в баню? — ты скажешь: чтобы с чистым телом встретить пост. А если спрошу: отчего упиваешься? — ты опять скажешь: оттого, что готовлюсь вступить в пост. Но не странно ли этот прекраснейший пост встречать с телом чистым, а с душею нечистою и опьяненною?

Святитель Василий Великий

Не тот исповедует грех свой, кто сказал: «Согрешил я» — и потом остается во грехе, но тот, кто обрел грех свой и возненавидел его.

Преподобный Антоний Великий

Рассуждением человек расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что плохо.

Святитель Иоанн Златоуст

Молитва за врагов больше молитвы за друзей и последняя не приносит столько пользы, сколько первая.

Преподобный Ефрем Сирин

Любовью отверст нам рай и всем показан вход в небо.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот не боится, потому что любовь изгоняет страх.

Святитель Иоанн Златоуст

От любви происходит постоянное целомудрие... От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.

Преподобный Антоний Великий

Возлюби смирение и оно покроет все грехи твои. Не завидуй тому, кто идет вверх, но лучше считай всех людей высшими себя, чтобы с тобою был Бог.

Преподобный Ефрем Сирин

Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение.

Преподобный Иоанн Лествичник

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда.

Преподобный Исаак Сирин

Кто нерадит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало и худой признак расслабления души своей, и воюющему с ним дает случай к победе.

Преподобный Иоанн Лествичник

Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и другие страсти отсекаются в то же время.

Святитель Иоанн Златоуст

Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает и когда не дает то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь, — получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе — не получить же неполезное есть сподобиться полезного.

Итак, получишь ли ты или не получишь просимого — благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое.

Святитель Иоанн Златоуст

Не обращайся с одним смиренно, а с другим дерзко; сохраняй смирение со всяким, друг ли он твой или враг, знатный или ничтожный, человек,- в этом состоит смирение.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот не ходит лестью, сам не запинается и брату ноги не запинает.

Святитель Василий Великий

Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает туда упивающегося, как скверного и чуждого святыне.

Древний патерик

Некоему из братьев явился диавол, преобразившись в ангела света, и говорит ему: я архангел Гавриил и послан к тебе. Брат же сказал: смотри, не к другому ли ты послан, ибо я не достоин видеть ангела. И диавол тотчас стал невидим.

Преподобный Ефрем Сирин

Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешником.

Преподобный Антоний Великий

Будь готов при всяком обличительном слове, которое слышишь, говорить: «Прости мне», — потому что такое смирение расстраивает все козни врага.

Святитель Иоанн Златоуст

Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет пред Ним благоугодное Ему, то отойдет от Него, все получив. Видишь, какое удобство? У людей бывает так, что приступая к кому-либо с прошением, нужно подобрать и особые слова; а здесь ничего такого не нужно; но имей ты трезвенный ум, и ничто не помешает тебе быть близ Бога. Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча (Иер. 23, 23), так что если мы далеки от Него, то причиною этому мы сами, а Он всегда близ есть. Но что я говорю, что здесь не нужно заботиться об искусстве в слове? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если и в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя. Так Он услышал Моисея, так услышал Анну...

Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышану, ибо одна молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу . И фарисей молился, но не получил пользы, и иудеи молились, но Бог отвратился от молений их, потому что молились не так, как должно молиться. Что же нужно? Нужны слезы, рыдания, воздыхание, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божьего.

Скажу вообще: будем услышаны, если окажемся достойными получить просимое; если молимся согласно с законами Божиими о молитве; если молимся непрестанно, если не просим ничего, Бога — недостойного; если просим полезного; если исполняем должное и с своей стороны. Таким образом многие были услышаны: Корнилий был услышан за (благочестивую) жизнь; сирофиникианка — за неотступность в молитве; Соломон — за достойный предмет прошения; мытарь — за смирение, другие — за другое. Не услышаны бываем — когда произносим бесполезное, — также когда, молясь, не оставляем — грехов своих, — и еще когда просим отмщения врагам.

Святитель Иоанн Златоуст

Великие блага происходят от двух добродетелей: от молитвы и поста. Ибо тот, кто молится, как должно, и притом постится, не многого требует; а кто требует не многого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога, и смиряет надменный свой дух.

Посему-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковый не дремлет, не говорит много, не зевает, и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает; но он быстрее огня и выше земли, потому-то таковый особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека искренно молящегося.

Древний патерик

Авва Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, вопросил, говоря: Господи! Почему одни немного живут и умирают, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?

Тогда был к нему глас, глаголющий: Антоний! Себе внимай! То — суды Божии, и тебе нет пользы знать их.

Святитель Иоанн Златоуст

Пусть не будет неумеренности; это весьма много способствует здоровью и крепости нашего тела. Не видите ли, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головы? Откуда умножение испорченых мокрот? Откуда бесчисленное множество других болезней? — Не от неумеренности ли?

Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум, и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых.

Святитель Иоанн Златоуст

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?».

Преподобный Ефрем Сирин

Смирение — прекрасное оружие.

Преподобный Ефрем Сирин

Любишь ты чистоту? — Смирением приобретешь чистое сердце. Жаждешь ли святости? — Оно сделает тебя святым. Желаешь ли стать совершенным? — Оно — путь совершенных.

Святитель Иоанн Златоуст

Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям.

Святитель Иоанн Златоуст

Приучимся употреблять пищи столько, сколько необходимо только для поддержания жизни, а не для пресыщения и отягощения. Ибо мы не для того родились и живем, чтобы есть и пить, но для того едим, чтобы жить.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот ни перед, кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух.

Преподобный Ефрем Сирин

О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно. Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо.

Преподобный Ефрем Сирин

Любовью примерены с Богом мы, которые были Ему врагами.

Преподобный Ефрем Сирин

Хочешь ли быть великим? — Будь меньше всех (Мр. 9, 35).

Святитель Иоанн Златоуст

Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста.

Святитель Василий Великий

Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай.

Преподобный Исаак Сирин

Сокровище смиренномудрого внутри его, это сокровище — Господь.

Преподобный Исаак Сирин

Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказывавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Небесного Царя — смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи.

Преподобный Иоанн Лествичник

Признак глубочайшего смирения — когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет.

Преподобный Ефрем Сирин

Злополучен и жалок тот, кто далек от любви.

Святитель Василий Великий

Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя.

Святитель Иоанн Златоуст

Нет блага, которое не происходило бы от любви. Не нужно нам ни трудов, ни подвигов. если мы любим другу друга, это путь который сам собой ведет к добродетели. Как на большой дороге: кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводнике, — так и в любви: улови только ее начало, и тогда она поведет и направит тебя.

Древний патерик

Авва Исидор сказал: если подвизаетесь как должно, не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться.

Святитель Иоанн Златоуст

Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов... Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех зло.

Святитель Иоанн Златоуст

Когда согрешишь, плачь и стенай не о том, что будешь наказан, ибо это ничего не значит; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который столь кроток, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя.

Преподобный Исаак Сирин

Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого. Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее.

Святитель Иоанн Златоуст

Когда ты молишься — ты жив, когда ты забываешь о молитве, то душа твоя превращается в труп, наполненный червями.

Святитель Василий Великий

Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата…

Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. 

Преподобный Исаак Сирин

Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя. Затем с любовью скажи ему слово или два и не воспаляйся на него гневом, и да не увидят в тебе признака вражды, ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться.

Преподобный Иоанн Лествичник

Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов.

Святитель Иоанн Златоуст

Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде чем будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения.

Преподобный Авва Исаия

Умалчивание греховных помыслов – свидетельство искания похвал и срамной славы мира. Тот, кто искренне открывает страстные помыслы своим отцам, изгоняет эти помыслы.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.

Авва Дорофей

Мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.

Святитель Иоанн Златоуст

Если хочешь быть смиренным, то не будь кроток с одним, и дерзок с другим, а будь кроток со всеми, будь то друг или враг, великий или малый.

Преподобный Исаак Сирин

Без оскорблений ум не может пребыть в смирении.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто действительно смиряет себя, тот никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и размышляет только о себе.

Преподобный Марк Подвижник

Что сделаем без молитвы и доброй надежды, то потом бывает вредно и несовершенно.

Святитель Василий Великий

Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Стол, где не бывает никакого воспоминания о Боге, ничем не отличается от стойла животных.

Святитель Иоанн Златоуст

Хотя бы мы взошли на самый верх добродетелей, но если добросовестно сравним свои добрые дела с благодеяниями Божьими, то ясно увидим, что наши добродетели не равняются и малейшей части того, что сделано для нас Богом.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего.

Преподобный Иоанн Лествичник

Если помысл наш уже не хватится природными дарованиями, то это знак начинающегося здравия, а доколе чувствует он этот смард тщеславия, дотоле благовония мира(смирения )обонять не может.

Святитель Иоанн Златоуст

Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь. Бог хочет даровать тебе большее благо через твое постоянство в молитве.

Святитель Василий Великий

Пост — дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. 

Преподобный Ефрем Сирин

Плачь, когда молишься, чтобы найти себе упокоение там, куда ты отойдешь.

Преподобный Иоанн Лествичник

В том, кто соединяется со смирением, не бывает ни следа ненависти, ни вида прекословия, ни воли непокорства, разве только там, где дело идет о вере.

Cвятитель Григорий Палама

Если мы станем безрассудно уклоняться от поста, то нас ожидают карающие наказания, и рассечение, и жжение; ибо то, что не поддается лечению, Христос рассечет и предаст неугасаемому огню на вечную кару. Ибо, как тогда не постившись в раю, мы были изгнаны в эту многоболезненную жизнь, так и ныне, если не будем поститься и не будем, по силам, жить воздержанно, то будем ввержены в неугасимую и нестерпимую оную геенну.

Святитель Иоанн Златоуст

Берись за дело, прежде всего помолившись Богу... Где имя Господа, там все благополучно.

Святитель Иоанн Златоуст

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления.

Святитель Григорий Богослов

Ежели следуешь советам добротельных, то не стыдись, когда станут осмеивать тебя порочные.

Древний патерик

Авва Макарий рассказывал о себе, говоря: когда я был слишком молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком при церкви в селении. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Приходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и служил мне.

Случилось же по искушению диавольскому одной девице в селении пасть. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: кто виновник сего? Она же отвечала: отшельник. Тогда, вышедши из селения, взяли меня, навесили на шею мою сажей очерненных горшков и ушков от посуды, водили меня в селении по улицам, били меня и говорили: этот монах обесчестил нашу девицу, возьмите его, возьмите! И избили меня едва не до смерти.

Пришедши же, один старик сказал им: долго ли вам бить этого странного монаха? А прислуживающий мне следовал позади весь в стыде, ибо порицали и говорили ему: вот отшельник, о котором ты свидетельствовал! Что он делает? А родители девицы говорят: мы не отпустим его, пока не даст поручителя, что будет кормить ее. Я сказал прислужнику моему, и он поручился за меня. Пришедши в келию свою, я отдал ему корзины, какие имел, и сказал: продай их и отдай жене моей на пропитание. И говорил в мысли моей: Макарий! Вот ты нашел себе жену: нужно побольше работать, чтобы кормить ее. И я работал ночь и день и посылал ей.

Когда же наступило время родить, она оставалась много дней в муках и не рожала. Говорят ей: что это значит? Она отвечала: знаю, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Не он имел дело, а такой-то юноша. Прислужник, пришедши ко мне, радовался и говорил: девица не могла родить, пока не призналась, говоря: не монах имел дело, но солгала на него. И вот все селение хочет идти сюда и раскаяться пред тобою. Я, услышав о сем, чтобы не беспокоили меня люди, встал и убежал в скит. Вот причина, по которой я пришел сюда.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот не имеет ни соперничества, ни зависти, ни ненависти; тот не радуется падению других, но соболезнует о них и принимает в них участие.

Преподобный Ефрем Сирин

Пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам.

Святитель Иоанн Златоуст

Не будем оправдываться, говоря, что не легко молиться человеку, который обременен житейскими делами и не находит поблизости молитвенного дома. Можно ведь, и выходя на площадь, и прохаживаясь в одиночку, творить усердные молитвы. Можно, и сидя в мастерской и сшивая обувь, вознести душу к Господу. Можно и слуге, и покупая, и поднимаясь вверх, и сходя вниз, и занимаясь на кухне, когда невозможно пойти в церковь, совершать искреннюю и усердную молитву. Бог не гнушается местом, а требует только одного - пламенного сердца и сосредоточенной души.

Преподобный Антоний Великий

Не великое чудо — увидеть ангелов, великое чудо — увидеть собственные грехи. 

Преподобный Исаак Сирин

Как здоровым глазам свойственно желание света, так посту, соблюдаемому с рассудительностью, свойственно желание молитвы.

Преподобный Ефрем Сирин

В ком нет любви, тот скоро раздражается, скоро приходит во гнев, скоро распаляется ненавистью.

Преподобный Иоанн Лествичник

Если ты предстоял когда-нибудь перед земным судьей как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве.

Если же ты сам не предстоял на суде и не видел других истязуемых, то по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело.

Святитель Иоанн Златоуст

Укрась и язык кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостью - можно ведь и словами творить милостыню.

Преподобный Иоанн Лествичник

Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние.

Преподобный Иоанн Лествичник

Если от одной этой страсти (гордости) безо всякой другой, некто ниспал с неба, то должно исследовать: невозможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?

Преподобный Исаак Сирин

Пост с рассудительностью — обширная обитель для всякого добра.

Святитель Василий Великий

Мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению.

Святитель Иоанн Златоуст

Поистине тот больше всего знает себя, кто считает себя за ничто. Ничто так не любезно Богу, как считать себя в числе последних. 

Преподобный Ефрем Сирин

В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий.

Преподобный Исаак Сирин

Воздаяние бывает не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. И если смирения не возникает в человеке, то напрасны все труды и все добродетели.

Преподобный Петр Дамаскин

Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской.

Святитель Иоанн Златоуст

Не бойся молиться за язычников, и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться об язычниках, то, очевидно, и об еретиках, потому что обо всех надобно молиться.

Преподобный Иоанн Лествичник

Утесняй чрево воздержанием, и заградишь тем себе уста; ибо язык берет силу от множества снедей.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому.

Святитель Иоанн Златоуст

Молитва прогоняет всякую скорбь, доставляет благодушие, способствует постоянному удовольствию, она есть мать любомудрия. Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех, напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, беднее всех.

Преподобный Иоанн Лествичник

Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не пристанем самих себя испытывать и истязать, и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.

Святитель Иоанн Златоуст

Нам следует так делать: не просто лишь проходить седмицы поста, а исследовать свою совесть, испытывать помыслы, и замечать, что мы успели сделать на этой неделе, что на другой, что нового предприняли достичь на следующую и от каких исправились мы страстей.

Если мы не будем исправлять себя таким образом и показывать такую заботливость о своей душе, то нам не будет никакой пользы от поста и воздержания, которым подвергаем себя.

Преподобный Исаак Сирин

Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение.

Преподобный Макарий Великий

Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели. Отсюда в сподобившихся происходит общение в Божьей святости, в духовной действенности, и союз умного расположения как бы в неизреченной любви к Господу. Ибо кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, тот духовной любовью к Богу воспламеняется к божественной приверженности и пламенному желанию, и приемлет благодать духовного освящающего совершенства.

Преподобный Иоанн Лествичник

Священная двоица — любовь и смирение. Первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать.

Святитель Иоанн Златоуст

Ничто так не способствует к успеху в добродетели, как частая беседа с Богом.

Древний патерик

Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Старец опять говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Старец опять говорит: еще тяни. Ловец отвечает ему: если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук.

Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии. Выслушав это, ловец был сильно тронут и, получив великую пользу, ушел от старца. И братия, утвердившись, возвратились в свое место.

Святитель Иоанн Златоуст

С постом всегда должна быть соединена молитва... И молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается, и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

Преподобный Иоанн Лествичник

Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.

Преподобный Нил Синайский

Молитвенный псалом да будет в устах твоих, ибо произнесение Божия имени обращает в бегство демонов.

Древний патерик

Старец сказал: не имей знакомства с игуменом и не ходи к нему часто, ибо от этого ты возымеешь дерзновение и возжелаешь властвовать над другими.

Древний патерик

Рассказывали об ином старце, что он постился семьдесят седмиц и вкушал пищу один раз в седмицу. Он просил Бога о некоем речении Писания и Бог не открыл ему.

Старец говорит в самом себе: такой был труд, и я ничего не успел. Пойду к брату моему и спрошу его. И когда он запер дверь, чтобы уйти, то к нему послан был ангел Господень, глаголющий: семьдесят седмиц, которые ты постился, не приблизили тебя к Богу, но когда ты смирил самого себя идти к брату своему, я был послан к тебе возвестить тебе слово. И ангел, открыв ему о том слове, которого он искал, отошел от него.

Преподобный Иоанн Лествичник

Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные, а святое смирение отверзает оные.

Древний патерик

Старец сказал: не всякое слово одобряй и не со всяким соглашайся. Не сразу доверяй, и тем скорее не ошибешься.

Преподобный Исаак Сирин

Как душа непознаваема и невидима, так и смиренномудрый не познается среди людей.

Преподобный Ефрем Сирин

Когда ты стоишь на молитве и принимаешь нечистые помыслы, ты подобен невесте, которая блудодействует на глазах у своего жениха.

Святитель Василий Великий

Воздержание от пищи, соблюдаемое на показ, ненавидит душа Господня; но воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение.

Древний патерик

Однажды некий, имея при себе человека, одержимого бесом, пришел в Фиваиду к некоторому старцу, чтобы он исцелил его. Старец сказал демону: «Изыди из творения Божия!» Демон ответил старцу: «Выхожу, но спрошу у тебя одно слово, скажи мне, кто суть козлища в Евангелии, а кто агнцы?» Старец сказал: «Козлище — это я, а агнцев знает Бог». Демон, услышав это, возопил: «Вот я и выхожу по твоему смирению», — и вышел тотчас.

Преподобный Марк Подвижник

Во время памятования о Боге умножай моления, чтобы, когда забудешь о Нем, Господь помянул тебя.

Святитель Иоанн Златоуст

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Преподобный Ефрем Сирин

Возлюби нищету Христову, чтобы тем обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо.

Святитель Иоанн Златоуст

Ты постишься? — Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Преподобный Марк Подвижник

Лучше благожелательно молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.

Святой апостол Павел

Да прибудет с нами Вера, Надежда, Любовь. И Любовь из них больше…

Святитель Иоанн Златоуст

Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию.

Авва Дорофей

Без смирения нельзя повиноваться заповедям и достигнуть чего-либо благого.

Святитель Иоанн Златоуст

Нет, подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей. Не столько блистает царь, одетый в багряницу, сколько молящийся, украшенный беседой с Богом. Как тот, кто в присутствии войска, военачальников, вельмож и многих градоначальников, приблизившись к царю и вступив наедине в беседу с ним, обращает на себя взоры всех и удостаивается уважения, так точно бывает и с молящимися.

Ибо представь, сколь великое дело — в присутствии ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и всех прочих сил простому человеку приступить с великим дерзновением и беседовать с Царем этих сил; с какою может это сравниться честью?

Древний патерик

Старец сказал: начало спасения — познание самого себя.

Преподобный Исаак Сирин

Желаешь ли ты, человек малый, обрести жизнь? Сохрани в себе веру и смирение, потому что ими обретешь милость и помощь.

Преподобный Иоанн Лествичник

Невозможно в пламени происходить от снега, еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым и уже очищенным.

Преподобный Ефрем Сирин

Смирение не дает места раздрожительности в сердце твоем и искореняет гнев в душе твоей, далеко гонит от тебя прочь ненависть, зависть и злобу, и, напротив, исполняет тебя любви, мира, радости и веселья, сильных земли, но радости духа, веселья мудрости.

Преподобный Исаак Сирин

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное.

Святитель Иоанн Златоуст

Постараемся же приобрести смирение мытаря и облегчим себе бремя тяготеющих на нас грехов; возненавидим гордость, которою фарисей погубил богатство добродетелей. Будем помнить, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5)

Преподобный Антоний Великий

Кто хочет освободиться от грехов – плачем и стенанием освободится от них; и кто хочет настроиться на добродетели – слезным плачем настроится. 

Святитель Иоанн Златоуст

Не столько погубляет грех, сколько отчаянье. Согрешивший, если протрезвится, покаянием скоро исправляет свой проступок, а кто отчаивается и не кается, тот потому и остается без исправления, что не употребил врачевства покаяния.

Преподобный Ефрем Сирин

Смирение — путь к Царству, небесная дверь, райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему.

Преподобный Авва Исаия

Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! Не допусти себя пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа.

Преподобный Ефрем Сирин

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога.

Святитель Василий Великий

Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить

Преподобный Исаак Сирин

Пусть лучше предполагают тебя необразованным за скудость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство.

Древний патерик

Трое из отцев имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая.

После многого времени говорит ему авва Антоний: вот столько времени приходишь ты сюда, и никогда не спрашивал меня. И отвечая, сказал ему: достаточно для меня только смотреть на тебя, отче.

Преподобный Ефрем Сирин

Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и безстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты сам по рассеяности не слышишь своей молитвы, как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее?

Преподобный Ефрем Сирин

Твердость веры обнаруживается не тогда, когда выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонение и обиды.

Древний патерик

Спрошен был старец: как найду я Бога — постом, трудом, бдением или милостынею? И старец на это отвечал так: многие изнурили плоть свою безрассудно и не получили от того пользы. Уста наша дышат постом, мы наизусть изучали Писания, совершили псалмы Давидовы, а чего ищет Бог, того не имеем, то есть страха Божия, любви и смирения.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Многие из христиан думают, что большую доставляют пользу душе, когда читают псалмы Давыдовы с тропарями и совершают другие положенные молитвословия, тем самым, что прочитывают их, даже просто, как случилось, и полагают, что славят таким образом Бога, а того не знают, что и Бога при сем прогневляют, и себе никакой не получают пользы, а напротив, грешат грехом великим. Кто языком только молится, того не слышит Бог, а не слыша - не даст просимого. Какая же польза от многих твоих молитвенных слов? Если алчущий и жаждущий придет к тому, кто может напоить его и накормить, но, обращаясь к нему с прошением, будет произносить невнятные только слова, то тот не только не удовлетворит его прошения, но прогонит его с гневом за то, что докучает, а не знает о чем. Так бывает и с молитвами. Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует. Молитва же, языком только произносимая, без мысли и чувства, только прогневляет Бога.

Святитель Иоанн Златоуст

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.

Преподобный Исаак Сирин

Когда предстанешь в молитве пред Богом, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы немотствующим ребенком.

Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах.

Преподобный Нил Синайский

Когда подумаешь, что во время молитвы твоей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, и теплейшие прольешь слезы.

Святитель Иоанн Златоуст

Зная коварство диавола, постараемся особенно во время молитвы отгонять его, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим перед нашими глазами; постараемся удалять от себя всякий помысел, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила к Богу.

Преподобный Антоний Великий

Рассудительность — есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела.

Святитель Иоанн Златоуст

Будем творить молитвы не с движениями тела и не с воплем гласа, но с благим и искренним расположением; не с шумом и гамом, не для показа, способного отогнать ближних, но со всей кротостью, сокрушением сердца и непритворными слезами. Но ты скорбишь душой и не можешь не вопиять? Напротив, сильно скорбящему и свойственно именно молиться и просить, таким образом, как я сказал. Так и Моисей, когда скорбел, молился таким образом, и был услышан, почему и сказал ему Бог: «что вопиешь ко мне» (Исх. 14:15)? Подобным образом и Анна, хотя голос ее не был слышан, получила все, что просила, потому что сердце ее вопияло (1 Цар. 1). (...) Раздери, как повелел пророк, сердце твое, а не одежды; из глубины призови Бога. «Из глубины», говорит Давыд, «взываю к Тебе, Господи» (Пс. 129:1). Из глубины сердца твоего извлеки глас, сделай молитву твою тайной.

Древний патерик

Пришли однажды старцы к авве Антонию, и с ним был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил изречение из Писания и начал спрашивать младших: что значит сие изречение? И каждый говорил по своей силе. Но старец каждому говорил: ты еще не нашел.

Наконец, говорит авве Иосифу: ты как скажешь, что значит это слово? Иосиф отвечал: не знаю. Авва Антоний говорит: авва Иосиф, поистине нашел путь, потому что сказал: не знаю.

Святитель Василий Великий

Для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост.

Преподобный Иоанн Лествичник

Угождающий чреву и хотящий победить духа блудного, подобен тому, кто маслом хочет погасить огонь.

Святитель Иоанн Златоуст

Как невоздержанность в пище бывает причиною и источником безчисленных зол для рода человеческого, так и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиною несказанных благ... Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают; так пост, делая ум наш более легким, помогает ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным.

Святитель Иоанн Златоуст

Толстое чрево не родит тонкого смысла.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости.

Преподобный Исаак Сирин

Как от семени пота постов произрастает колос целомудрия, так от сытости — распутство и от пресыщения — нечистота. При алчущем и смиренном чреве никак не проникают в душу срамные помыслы.

Святитель Иоанн Златоуст

Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он ещё продолжается, и будет с нами постоянная от него польза.

Святой апостол Павел

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Святитель Иоанн Златоуст

Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию.

Преподобный Ефрем Сирин

Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение.

Преподобный Ефрем Сирин

Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным паче хорошего пред Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничтожать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить; когда даже спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить, тихо спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом;ни в чем невыставлять за себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да»; а если худо, отвечать: «Сам знаешь»; быть в подчинении и гнушаться своей волею, как чем — то пагубным; иметь взор, поникший всегда в землю, иметь перед глазами смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог вселяется в нем, и делается он наследником Небесного Царства. Аминь.

Святитель Василий Великий

Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Преподобный Ефрем Сирин

Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.

Преподобный Марк Подвижник

Укоряющего нас нужно принимать как посланного Богом обличителя скрытых в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя… [ведь] мы не знаем многого скрывающегося в нас зла; только совершенному человеку свойственно помнить все свои недостатки.

Преподобный Ефрем Сирин

Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит, сам того не сознавая. И можно ли того почитать любящим, кто делает вред? Можно ли назвать того любящим, кто не спасает от беды? Истинная любовь - та, которая и увещавает, и вразумляет.

Святитель Иоанн Златоуст

Что может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и мать всех благ. Это — добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.

Для переключения цитаты на клавиатуре, нажмите кнопку → «вправо» или ← «влево»